Высокая зарплата, премиальные и денежные бонусы, то есть, материальная мотивация, бесспорно важна. Но это далеко не всё, чем можно стимулировать персонал.
Нематериальная мотивация сотрудников – стимулы, не относящиеся к финансовым или денежным. Их задача – удовлетворить высшие потребности человека: уважение, признание, обучение и так далее.
Причины, по которым руководители организаций, кроме материальных стимулов, используют нематериальные, очевидны:
увеличивается заинтересованность сотрудников в производственных процессах;
улучшается управление кадрами, снижается «текучка»;
улучшается атмосфера в коллективе, снижается количество «недовольных» сотрудников;
повышается профессиональная компетенция и квалификация кадров;
и, как результат, увеличивается прибыль компании.
Различают 4 типа нематериальной мотивации, исходя из вида решаемых потребностей:
Психологическая – решает проблемы общения в коллективе. Дружная атмосфера помогает сотрудничеству, даёт возможность получения помощи от коллег в сложных ситуациях, что является залогом эффективной работы.
Социальная – основана на решениях социальных потребностей, т.е. медицина, страхование, профессиональное образование, планирование карьеры.
Моральная – основана на потребности в признании и уважении. Примеры: публичная похвала за заслуги от руководства, признание заслуг коллективом. В эту же группу включается имидж компании и её лидера: работая в крупной известной компании, человек чувствует себя более значимым.
Организационная – создание благоприятных условий для работы: хороший офис, оборудованное рабочее место, комнаты отдыха.